суббота, 5 января 2008 г.

Пятая нога..

Рецепт хорошей фотографии

Иногда, люди увидев мои фотографии говорят: "Вы видимо снимаете очень хорошей камерой". Я улыбаюсь. Да, я не могу пожаловаться на то, что у меня плохая камера. Но к сожалению, моя хорошая камера не встает в пять утра и не едет куда-то к черту на рога, чтобы сделать эти фотографии. Я даже скажу больше - каждое утро я требую, чтобы она отправилась на съемки в то время, пока я буду нежиться в кровати или пить кофе на диване перед телевизором. Но до сих пор моя камера так и не уехала на съемки без меня. Может она недостаточно хорошая? Может быть.

Меня часто спрашивают о том, какое оборудование я беру с собой в путешествия. С одной стороны - этот вопрос совершенно не имеет значения, поскольку самостоятельно никакое фотооборудование не способно снять фотографию - это прерогатива фотографа. Даже самое лучшее оборудование при неверном использованннии породит лишь плохие фотографии. И наоборот, даже несовершенное оборудование в руках мастера способно создать шедевр. Конечно, это прописная истина. Но как часто об этой прописной истине забывают в бесконечной гонке за новым и совершенным фотооборудованием.

Конечно, хорошая камера, качественные объективы и специализированные аксесcуары могут значительно упростить вашу работу и дать вам некую степень комфорта и удобства. Но сам факт, что вы владеете самым лучшим фотооборудованием означает лишь то, что вы вложили значительные деньги в покупку этих различных фотографических штук. И ничего более. Вы не станете профессионалом с покупкой профессиональной камеры. И даже самый совершенный объектив не улучшит качество Ваших фотографий.

С другой стороны я могу сказать, что сам являюсь большим любителем и ценителем различных фотографических аксесcуаров и приспособлений. И, конечно, стремлюсь, чтобы в моем фоторюкзаке лежала современная камера и новые объективы. В этом нет ничего плохого. Ничего плохого до тех пор, пока вы находите время на занятия фотографией. Пока главным аспектом вашего фотографического существования является создание фотографий, а не накопление коллекции самого совершенного фотографического оборудования. Видимо, на этом я закончу свои нравоучения и перейду к тому, ради чего вы и взялись читать эту статью - к описанию фотографического оборудования, которое я использую в своих путешествиях.

Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана...

общая

Для начала я хочу обратить ваше внимание, что я не связан никакими отношениями с компаниями, чью продукцию я буду вам представлять. Мне не платит Canon, за то, что уже много лет я являюсь приверженцем их техники, я не работаю на  Gitzo или RRS, и уж, конечно, не имею никакого отношения к LoweproKirkSingh-Ray и многим другим замечательным компаниям, продукты которых я использую в своей повседневной фотографической деятельности. Хотя, если бы они все вдруг заплатили мне за такую лояльность, то я бы не стал отказываться. Еще один важный момент насчет моего оборудования - это точно не вариант для того, кто пытается сэкономить или найти оптимальное соотношение между ценой и качеством. Увы. Мой опыт не может служить ориентиром для тех, кто только начинает снимать и не готов потратить на фотографическое оборудование сумму сопоставимую со стоимостью подержанного автомобиля. Увы-увы, хорошие вещи не стоят дешево. А хорошие вещи, которые производятся небольшими партиями (а для многоих фото-аксесуаров это именно так) - стоят очень дорого. И к сожалению, у меня нет ответа, где взять тоже самое, но подешевле. Потому что, все о чем пойдет речь ниже - не рекомендации и не советы по покупке оборудования.

Это просто содержимое  моего фото-рюкзака.

САМЫЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ

рюкзак открытый

Наверное, вы подумали, что речь пойдет о камере. Нет, камера - это мой инструмент. А в друзьях у меня фоторюкзак. Потому что именно он, а не камера проводит больше времени в контакте со мной. Камеру вынул, поснимал часик и убрал. А рюкзак на плечах три часа по дороге туда и еще три по дороге обратно. А еще в аэропортах, в поездах, в отелях и на кораблях. Основа основ. Фундамент для всего того, что вы решите взять с собой. Что-то вы оставите дома. Не для этой поездки. Рюкзак - никогда. Поэтому подойдите к его выбору серьезно. Кто-то, конечно, обязательно спросит - почему рюкзак? Да, рюкзак не единственная альтернатива для ношения фотооборудования. Хотя, в некоторых ситуациях я другой альтернативы не знаю. Когда вам нужно лезть в гору или идти по воде, когда ваши руки должны быть свободны, а равновесие не должно нарушаться - нет ничего лучше и удобнее рюкзака.

На самом деле, существует и другая система переноски фотооборудования - так называемый многофункциональный ремень. В этом случае камера и объективы размещаются в небольших тубусах и сумках, которые наподобие гранат крепятся к специальному поясу. Какая система лучше - решать вам.

рюкзак закрытый

Сейчас у меня рюкзак  Nature Trekker AW от компании Lowepro. В ближайщее время я собираюсь его сменить на  CompuTrekker Plus AW, поскольку новый ноутбук уже не влезает в старый и проверенный  Nature Trekker, который устраивает меня по всем остальным параметрам. Основное преимущество это рюкзака в том, что он очень удобно сидит на плечах и позволяет комфортно переносить тяжести на значительные расстояния (а камера с объективами весит немало). Я бы рекомендовал вам выбрать своего главного друга среди продукции компании  Lowepro. Они одни из лучших. И я бы не советовал вам экономить на этом элементе своей аммуниции. За время путешествий я видел немало упавших сумок и рюкзаков, немало утонувших и огромное количество расстегнувшихся. Как вы догадываетесь, особой пользы фотооборудованию это не приносило. Но владельцы фотосумок  Lowepro почти всегда отделывались лишь испугом. Конечно, никакой рюкзак не спасет вашу камеру если вы забыв застягнуть молнию резко вскинете его на плечо. К сожалению, рюкзаков с защитой "от дурака" пока еще не придумали. Выбирать рюкзак нужно под тот набор оборудования, который вы собираетесь с собой возить. И, конечно, у вас должно остаться в запасе некоторое место под цифровые кошельки, чистки, фонарик и т.п. Но об этом мы еще поговорим. Кроме объема рюкзака вас могут интересовать следующие аспекты:

  • наличие специального крепления для переноски штатива (я не пользуюсь, поскольку штатив всегда ношу в руках);
  • наличие специального непромокаемого тента, которым можно обернуть рюкзак в случае дождя;
  • наличие дополнительных аксесуаров для карточек памяти, пленок, объективов и др.

Если вы намерены остановить свой выбор на системе крепления оборудования к поясу, то я рекомендую вам компанию  Think Tank Photo. Кстати, эта компания производит и замечательные рюкзаки, правда всего одной модели -  Airport Addicted. На мой вкус этот рюкзак немного великоват, но если вы собираетесь впихнуть в него все свое фотооборудование - то он будет несомненно лучшим выбором.

ЗАЧЕМ СОБАКЕ ПЯТАЯ НОГА?

штатив3

Действительно она ей не нужна. Вам ведь тоже не нужна пятая нога. Как не понадобится вам и четвертая. Трех будет вполне достаточно. Догадались о чем я? Конечно, о штативе. Самый востребованный и самый противоречивый инструмент в арсенале путешествующего фотографа. Почему востребованный? Да потому что ни одного заката или восхода снять без штатива практически невозможно (я не рассматриваю вариант пристраивания камеры на парапете и подкладывания под объектив кошелька). Про ночные съемки и "размытую" воду без штатива тоже можно забыть. И про многое, много другое. Так в чем же здесь противоречие? - резонно спросите вы. В размере, конечно. В весе. В том, что эту бандуру нужно постоянно за собой таскать. А это не всегда удобно, не везде разрешено и совсем не легко. И если с неудобствами еще можно мириться, то после нескольких километров крутого подъема вес вашего штатива вырастет втрое. А может и больше. И вот тут наступает момент истины. Пытаясь решить эту проблему многие начинающие фотографы при покупке штатива обращают основное внимание на его вес. И покупают раздвижную антену для приема "Русского радио". Забывая, что основная задача штатива - это все-таки НЕПОДВИЖНО держать камеру с объективом, независимо от погодных условий. Вес штатива хоть и играет серьезную роль при выборе, но не должен становиться единственной целью. Поэтому выбирать нужно штатив от известного производителя (а иначе он может просто рассыпаться в самый неподходящиц момент) и обязательно по параметру веса, который он предназначен удерживать. А этот вес складывается из веса головки, камеры и самого тяжелого объектива, который вы собираетесь использовать. Сложили? Теперь вы знаете какой вес должен выдерживать ваш штатив. А лучше бы побольше, чтобы с запасом. Есть еще несколько параметров, которые можно учитывать при выборе штатива, но я не буду утверждать, что это абсолютная истина. Вы ведь помните, что мы говорим о содержимом именно  моего рюкзака. Поэтому не воспринимайте мои слова как единственно верные.

Итак, на что я бы обращал внимание при выборе своего трехного друга? 

  • Никуда не годятся штативы совмещенные с головкой. Это неудобно и не гибко. Вы захотите поменять головку, а сделать этого не сможете;
  • У штатива не должно быть центральной выдвижной колонны - она привносит в конструкцию неустойчивость и ВСЕГДА качается под порывами ветра. В крайнем случае, штатив должен позволять снимать центральную колонну;
  • Отсутствие центральной колонны несет еще один плюс - такие штативы обычно можно опустить на уровень земли. Практически положить. Для любителей макро - это неоценимое свойство;
  • Штатив должен быть достаточно высок в разобраном состоянии, гораздо выше фотографа. Как вы будете управлять камерой на такой высоте - это уже второй вопрос. Но поверьте мне - придумать как подняться на уровень штатива гораздо легче, чем придумать как поднять и УКРЕПИТЬ сам штатив;
  • Ноги должны разбираться легко и жестко фиксироваться в любом положении. Если это требование не выполняется - бегите от такого штатива как от Мойдодыра;
  • Если деньги для вас не вопрос - конечно, берите карбоновый штатив. Он будет на тридцать процентов легче обыкновенного и раза в два дороже. Вот такая грустная арифметика.

Ну это все теория. Мой практический совет заключается в том, что нет штативов лучше, чем штативы Gitzo. Просто когда вы увидите их цену, то, наверное, сильно пожелаете усомниться в моих словах. Тогда вам стоит обратить внимание на штативы Manfrotto. Это тоже хорошие штативы. Не такие великолепные как  Gitzo, но вполне на уровне. И при этом позволят вам обойтись без ограбления банка. Долгие годы я снимал аллюминиевым штативом  Gitzo G-1340 и лишь совсем недавно перешел на карбоновый  G-1325. Этот штатив выдерживает вес 12 килограмм и сам при этом весит всего два кило. Если вы думаете, что это мало - вы ошибаетесь. Даже будучи карбоновым - это достаточно тяжелый штатив. Но зато он не качается при сильных порывах ветра, может удержать мою камеру с объективом 600 мм (вес объектива 5,3 кг) и раскладывается с приятным чмокающим звуком. Конечно, звук тут совсем не при чем. Просто других достоинств у этого штатива больше нет. А нужны ли?

штатив

Кроме штативов существует еще огромное количество разнообразных устройств для удержания камеры в неподвижном состоянии. Вы скорее всего что-то слышали про моноподы. Это такой одноногий штатив, который в основном используют фотографы, снимающие концерты и спортивные мероприятия (вы могли их видеть на краю футбольного поля с а-а-агромными объективами на тонких палках). Монопод бывает полезен и при репортажной съемке в городе, особенно в вечернее время, когда снимать с рук уже невозможно. Вы не поверите, но еще бывают страпподы - это такой эластичный ремень, который крепится к камере, а на другой конец вы наступаете ногой и натягиваете его поднося камеру к глазам. Как ни удивительно, но напряжение создаваемое ремнем является фактором стабилизирующим камеру (несмотря на то, что вы держите ее в руках). Но это скорей "шпионская" приспособление для съемок на вечерних улицах Рима, где полицейские запрещают снимать со штатива.

window mount

Но есть еще одно устройство, которое раз в год я достаю из пыльного чулана (не спрашивайте меня, почему он пыльный - я и сам хотел бы знать). Достаю перед поездкой в Африку. Дело в том, что съемка на африканском сафари в основном происходит из автомобиля. И обычно таким телевиком, на который у вас хватило денег. То есть максимально большим и достаточно тяжелым. Снимать с рук (даже днем) - очень тяжело. А вы пробовали поставить штатив в машине? Я не буду рассказывать что стало с теми, кто попробовал. Лучше расскажу о моем африканском штативе, который назвается Виндоу Маунт ( Window Mount - Крепление на Окно по-русски). Именно так оно и происходит. Механизм, похожий на струбцину крепится на стекло или раму автомобиля. А сверху устанавливается обычная головка. И все. Снимайте на здоровье.

Производит этот Виндоу Маунт компания  Kirk Enterprises. Кроме этого они производят и другие полезные для фотографа штучки, но я бы хотел обратить ваше внимание именно на это "оконное крепление". В африканском сафари вещь практически незаменимая. Некоторые мои друзья берут с собой даже два таких маунта - один крепят на правое окно джипа, а второй на левое. Чтобы быстрее и проще перемещаться с одного борта на другой - щелк-щелк. Ну где вы там, цари зверей? Подходи по одному!

Комментариев нет: